Ложная экономия: стоит ли пренебрегать обслуживанием воздушных компрессоров.

Original Image Воздушный фильтр после замены
Modified Image Воздушный фильтр до замены

Ложная экономия: стоит ли пренебрегать обслуживанием воздушных компрессоров

В 70-е годы прошлого века известный американский производитель автомобильных фильтров - компания FRAM, выпустила нашумевший рекламный ролик, главным героем которого стал автомеханик в засаленном комбинезоне, стоящий на фоне машины со сгоревшим двигателем. Впервые с телевизионного экрана прозвучали слова о сложностях и затратах, которые ожидают владельца авто при поломке двигателя. Заканчивает свой рассказ специалист демонстрацией обычного десятидолларового масляного фильтра и объяснением, что своевременная замена этой, с виду незначительной детали, позволила бы избежать дорогостоящего ремонта. В финале звучит легендарная фраза: «Вы можете заплатить мне сейчас или платить мне позже».

Как это связано с винтовыми компрессорами?

Напрямую! Старая поговорка о том, что профилактика лучше, чем лечение, актуальна и в отношении компрессорного оборудования. Конструкция воздушного компрессора во многом напоминает то, что мы видим под капотом легкового автомобиля. Винтовой блок, цилиндры, коленчатый вал, клапаны, поршни и подвижные части компрессора требуют регулярного технического обслуживания и, чем ответственнее относится владелец к своим обязанностям, тем дольше техника отвечает ему взаимностью, радуя надежной работой.

Техническое обслуживание компрессоров: роскошь или насущная необходимость?

Часто, владельцы промышленных компрессоров делают упор на известность производителя техники и высокое качество комплектующих, считая затраты на дальнейшее техническое обслуживание компрессорного оборудования лишней статьей расходов. Однако такой недосмотр может оказаться очень дорогостоящим в будущем. Пренебрежение плановым техническим обслуживанием компрессора чревато преждевременным износом оборудования и его поломкой, а это уже влечет дополнительные затраты и незапланированный простой производства.

Ниже мы рассмотрим лишь часть вопросов, которые придется решать собственнику, не уделившему должного внимания состоянию компрессорной техники.

1. Рост затрат на электроэнергию

Стоимость электричества для предприятий ежегодно возрастает, соответственно, для владельцев бизнеса экономия энергоресурсов становится все более актуальной. Воздушный компрессор состоит из комплектующих, своевременный ремонт или замена которых позволит избежать ненужного увеличения потребления энергии.

Входной воздушный фильтры и сепаратор компрессора требуют замены при изменении давления от 2 до 3 кПа. При отсутствии реакции со стороны персонала, есть риск потери мощности от 7% и более, что в случае с воздушными компрессорами увеличивает стоимость каждой 1000 часов работы оборудования на 25%.

Отказ от замены разделительных элементов приводит к еще большим потерям. Любое увеличение сопротивления свыше 50 кПа неотвратимо приводит к росту энергопотребления при сохранении значений входного и рабочего давления. Нередко элементы сепаратора функционируют в условиях разницы давлений в 103 кПа и более, что приводит к увеличению энергетических затрат на 8% и более, а это 20% дополнительных затрат на каждые 1000 часов работы.

2. Воздействие высоких рабочих температур

Все комплектующие воздушного компрессора имеют расчетный срок службы, который резко снижается по мере повышения температуры. В летнее время, например, где температура может достигать 30 С°, такая ситуация является стандартной. При этом следует понимать, что перегрев компрессорного оборудования может вызвать критические повреждения важных узлов и привести к выходу из строя всего комплекса по подготовке сжатого воздуха.

Длительное повышение температуры значительно сокращает срок службы промышленного компрессора, приводит к увеличению расхода и повышению уровня масла за счет образования большого количества паров. Кроме того, высокие рабочие температуры вызывают значительные повреждения продукции и оборудования, которые соприкасаются с парами масел при утечке. Принимая во внимание все эти факторы, можно говорить о ежегодных производственных потерях: нервы, время, деньги!

Для поддержания оптимальной температуры, специалисты сервисной службы должны регулярно осуществлять осмотр и чистку системы охлаждения компрессора. Также рекомендуется установка датчиков аварийного отключения системы при перегреве.

3. Плохое качество воздуха

Многие производственные процессы предусматривают наличие в воздухе частичек пыли, масел и влаги, которые так или иначе засасываются компрессором во время работы. Для очистки воздуха, проходящего через устройство, предусмотрены вентиляционные отверстия и система фильтрации. Однако любой фильтр компрессора рано или поздно забивается, что приводит к ряду проблем: от незначительных сбоев в работе до обширного повреждения техники и конечных продуктов производства.

Чаще всего собственники оборудования сталкиваются с такими сложностями:

  • преждевременный износ поверхностей;
  • появление ржавчины и коррозии на рабочих частях агрегатов, трубопроводах и оборудовании;
  • порча окрашенных поверхностей;
  • уменьшение межремонтного периода;
  • ухудшение условий труда, повышенный риск для сотрудников.

Очень важно, чтобы качество таких расходных материалов, как масло для компрессора, воздушные фильтры, масляные фильтры, сепараторы и блоки подшипников постоянно контролировались специалистами сервисной службы. Несоблюдение этого правила может привести к тотальному повреждению и замене важных узлов компрессора. Также, безответственное отношение к состоянию оборудования повышает риск возникновения внутреннего возгорания, травм и гибели людей.

4. Незапланированный простой оборудования

Воздушные компрессоры играют важную роль во многих отраслях промышленности. Например, выход из строя винтового блока компрессора на стройплощадке может привести к простою оборудования, что негативно скажется на сроках выполнения обязательств перед заказчиком. Регулярное обслуживание компрессоров позволяет четко планировать график работы бригады или предприятия с учетом возможности остановки соответствующих блоков для проверки технического состояния.

Подход, когда ремонт компрессора осуществляется только в случае «неожиданной» поломки, ставит пользователя лицом к лицу с неприятными последствиями. Это могут быть:

  • дорогостоящее время простоя (в среднем, порядка 20 000 рублей в день, если речь идет о небольшом предприятии, и 60 000 рублей в день для крупного завода);
  • необходимость замены ключевых узлов компрессора;
  • срыв сроков по важным проектам, нарушение партнерских обязательств;
  • потеря контроля над издержками;
  • возникновение угрозы здоровью и жизни персонала.

Периодичность технического обслуживания компрессоров

Очевидно, что регулярное сервисное обслуживание воздушных компрессоров является неотъемлемой составляющей стабильной работы каждого предприятия. Однако, вопрос относительно того, с какой периодичностью следует выполнять профилактические мероприятия, остается открытым. Если проводить параллель со среднестатистическим автомобилем, требующим вмешательства механика каждые 10 000 км (или 125 часов непрерывного вождения со скоростью 80 км/ч), воздушный компрессор во многом выигрывает. В среднем, проверка оборудования должна производиться каждые 1 000 – 2 000 рабочих часов, что в эквиваленте составит 80 000 – 160 000 км, в зависимости от условий эксплуатации.

Следует учитывать, что для каждого комплекса разрабатывается индивидуальная схема обслуживания, а в некоторых случаях предусматривается круглосуточное присутствие технических специалистов, способных строго контролировать рабочие показатели агрегатов и при необходимости выполнить срочные ремонтные мероприятия.

Владимир Бочкарев- директор компании КомпрессорСервис - высказал свое видение ситуации:

«Отказ от регулярного обслуживания воздушных компрессоров снижает производственные расходы лишь в краткосрочной перспективе. Это ложная экономия. Если же принять во внимание долгосрочные перспективы, то обращение к специалистам позволит сэкономить десятки, а иногда и сотни тысяч рублей. В КомпрессорСервис потребности клиентов всегда выходят на первый план. Если вы являетесь владельцем воздушного компрессора, помните, что это оборудование, равно как и любое другое, должно работать для прибыли вашего бизнеса. При правильном планировании, дорогостоящие ошибки могут быть сведены к минимуму и даже полностью исключены. Доверьте ваш компрессор специалистам, и он полностью отработает заложенные при разработке ресурсы. Помните, у вас всегда есть выбор: платить за что-то сейчас и держать ситуацию под контролем, или заплатить позже, но на чужих условиях».


Возврат к списку